Чек-лист: как помочь ребенку с учебой и не навредить
Помогать ребенку с домашним заданием (не делать за него, а именно помогать) можно и даже иногда нужно. При этом важно постепенно передавать ученику ответственность за обучение, видеть, где он уже может справиться сам, а где пока что можно «подстелить соломку». Задача родителей — обеспечить условия для обучения и дать ребенку возможность принимать самостоятельные решения. Как это сделать?
- Введите ответственность с первых дней. Конечно, первоклассник, который еще с трудом читает и только разбирается с устройством школьной жизни, может не запоминать, что ему задали, ошибаться, путать учебники и тетради. Дайте ему сделать то, что у него точно получится — например, попросите достать нужную тетрадь и приготовить рабочее место. Пускай сам решит, какое задание он будет делать первым.
- Используйте таймер. Перерывы важны по двум причинам: они помогают ребенку концентрироваться на задаче определенное количество времени и не отвлекаться. А еще учат следить за временем. Детям в начальных классах можно ставить таймер на 20-25 минут, потом постепенно увеличивать интервал.
- Помните, что помощь не должна быть постоянной. Договоритесь, что ребенок сначала попробует выполнить задание сам, только потом, если ему что-то непонятно, обратится к вам. Будьте рядом — работайте, вышивайте, мойте посуду. Но будьте готовы ответить на вопрос. Показывайте, что и вы тоже заняты. Но вы рядом и готовы помочь. И что важно — верьте, что он справится.
- Не бросайте ребенка с невыполнимой задачей. Конечно, преодоление сложностей — важная составляющая любого обучения, но здесь важно понимать, когда ребенок ленится, а когда ему действительно необходима поддержка. Если он останется один на один с непосильной задачей, есть риск, что он разочаруется в себе и потом не захочет браться за учебу. Возможно, от вас и не требуется полного вовлечения — достаточно уделить 5-10 минут, чтобы вывести ребенка из тупика.
- Отпустите вовремя. Не менее важно уловить момент, когда ребенок понимает, что делать и помощь ему точно не требуется. Если вы продолжите на этом этапе делать вместо или вместе, это плохо скажется на дальнейшей учебе.
- Придумайте ритуал. Это может быть что угодно — убрать игрушки, сделать зарядку, послушать подкаст или песенку. Это как ванна и книжка перед сном — они помогают организму настроиться и понять, что сейчас начнется определенный этап дня.
- Найдите подходящий режим. Кто-то советует делать домашние задания сразу после школы, кто-то — до или после кружков, или вообще, когда ребенку захочется. Единого совета тут быть не может: все зависит от ресурсов ученика и его расписания. Если ребенок несильно устает в школе, можно уделить время урокам сразу. Если после школы он хочет спать или просто валяться — дайте ему такую возможность. Здесь главное — постоянство. Выберите конкретное время, когда ребенок садится за уроки, и не отступайте от графика.
- Дайте свободу выбора. Дети начинают хитрить уже в первом классе: «Мам, стихотворение надо просто прочитать, а не выучить», «Да нет, сегодня ничего не задали!». Здесь два совета — не ругайте и найдите причину. Почему он не хочет сегодня выполнять домашнее задание? Устал? Просто ленится? Ему сложно даются примеры? В любом случае дайте ему эту свободу выбора (даже если учительница написала, что стихотворение надо учить): «Считаешь, что надо просто прочитать? Хорошо. Но подумай, какие последствия могут быть, если ты не выучишь? Ты к ним готов?».
- Не ссорьтесь. Конечно, не всегда у родителей хватает терпения и ресурсов. Такое бывает, это нормально. Но это не должно отражаться на ребенке и ваших с них отношениях. Попробуйте придумать сигнал, который будет означать, что вы сейчас злитесь и не можете продолжать: выйдите в другую комнату, отвлекитесь на полчаса, просто сходите прогуляться вместе с ребенком. Говорите о своих эмоциях: «Я расстраиваюсь, что у нас не получается решить эту задачу. Давай сделаем перерыв, а потом вернемся к ней снова».
Помогать ребенку с уроками в начальных классах — это нормально. На первых порах детям важно чувствовать поддержку и заинтересованность взрослых на новом для всех этапе. Задача родителей — продемонстрировать готовность помочь, но при этом вселить уверенность и веру в свои силы. Главное — понять, что уроки с ребенком — это не навсегда. Если помогать правильно, в скором времени ребенок будет делать уроки сам, вам останется только проверить.