муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Ольховатская средняя общеобразовательная школа" Поныровского района Курской области
Курская область, Поныровский район, с. Ольховатка
  • Педагогам

    «Как педагогам повышать учебную мотивацию обучающихся?»

              В современном мире в связи с наличием сети Интернет, компьютерных

    игр, социальных сетей достаточно трудно прививать детям понимание того,

    что образование – очень важная и нужная вещь.

             Родители и педагоги находятся в поисках ответа на вопрос: «Как

    мотивировать ребенка к учебе?». Кто из нас не мечтает увидеть своих

    учеников и собственных детей счастливыми и преуспевающими?

             С возрастом мотивы учебной деятельности меняются. Если

    первоклассник имеет интерес к учению вообще, учеба у него ассоциируется с

    процессом взросления, то в младшем школьном возрасте преобладают

    социальный мотив (беспрекословное выполнение требований учителя),

    стимулом служат отметки, мотив престижа, а также иногда познавательный

    мотив.

              В подростковом возрасте (основная школа) снижается общая мотивация к

    учению, и хорошо, если появляется стойкий интерес к определенному

    предмету, мотив посещения уроков: «Не потому что хочется, а потому что

    надо». В этот период требуется постоянное подкрепление мотива учения в

    виде поощрения, наказания, отметок. Наблюдается потребность в познании и

    оценке свойств своей личности. Главный мотив – стремление найти свое

    место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников).

               В старших классах преобладает мотив подготовки к поступлению.

     Несмотря на все разнообразие мотивов учения в различные периоды,

    современные психологи и педагоги считают, что главная задача состоит в

    том, чтобы развивать и вызывать у учащихся любознательность –причину

    познавательного интереса.

               Учитель может использовать для этого различные приемы и техники:

    1. Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для

    всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

    2. Помните, что очень важен положительный эмоциональный настрой через

    создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества,

    яркую и эмоциональную речь учителя.

    3.Используйте во время урока рефлексию через оценку собственной

    деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности,

    вопросы, требующие многовариантных ответов. Например,

    "Почему было трудно?", "Что открыли, узнали нового на уроке?".

    4. Помните, что интерес и радость должны быть основными переживаниями

    школьника в процессе обучения.

    5. Предоставляйте частичную свободу выбора (не в ущерб знаниям).

    6. Помните, что значительно повышают учебную мотивацию:

    занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных

    фрагментов, игровых и соревновательных форм, юмористических фраз и

    расслабляющих минуток.

    7. Не наказывайте за неудачу, неудача сама по себе является наказанием.

    Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают

    мотивацию.

    8. Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого

    стимула, означает отсутствие смысла учебы. Научите учеников разбираться в

    том, что им непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на

    подзадачи так, чтобы каждый ученик смог самостоятельно их сделать. Если

    он в каком-то виде деятельности достиг мастерства, то внутренняя мотивация

    будет расти.

    9. Помните, что рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению

    внутренней мотивации.

    10.Сотрудничайте на уроке через совместное решение проблемы, беседу,

    учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов,

    классификацию, обобщение, моделирование.

    11. Старайтесь на уроках учитывать запросы, интересы и устремления детей.

    Применяйте новые информационные технологии.

    12. Ставьте оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных

    этапах урока) – вводите забытое понятие поурочного балла.

    13.По возможности старайтесь на уроке чаще обращаться к каждому

    ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать

    непонятное или неправильно понятое.

    14.Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет

    продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать

    тому, чтобы он стал самостоятельным. Гордитесь достижениями ребенка в

    любой деятельности.

    15.Постоянно и целенаправленно занимайтесь развитием качеств, лежащих в

    основе развития познавательных способностей: быстроты реакций, всех

    видов памяти, внимания, воображения и т. д. Основная задача каждого

    учителя –не только научить, а и развить мышление ребенка средствами

    своего предмета.

    16. Старайтесь, когда возможно, интегрировать знания, связывая темы своего

    предмета, как с родственными, так и другими учебными дисциплинами,

    обогащая знания, расширяя кругозор.

    17. Включайте учащихся в коллективную деятельность через организацию

    работы в группах, игровые и соревновательные формы работы,

    взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, используя приём

    «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

    18. Выясните, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение

    учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработайте с

    проблемными сторонами личности учащегося. При необходимости

    обратитесь за помощью к школьному психологу.

    19. Помните, что для школьников важна сама личность учителя (очень часто

    даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо

    усваивается).

    Создавайте атмосферу энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

    И у вас всё получится!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie