«Как педагогам повышать учебную мотивацию обучающихся?»
В современном мире в связи с наличием сети Интернет, компьютерных
игр, социальных сетей достаточно трудно прививать детям понимание того,
что образование – очень важная и нужная вещь.
Родители и педагоги находятся в поисках ответа на вопрос: «Как
мотивировать ребенка к учебе?». Кто из нас не мечтает увидеть своих
учеников и собственных детей счастливыми и преуспевающими?
С возрастом мотивы учебной деятельности меняются. Если
первоклассник имеет интерес к учению вообще, учеба у него ассоциируется с
процессом взросления, то в младшем школьном возрасте преобладают
социальный мотив (беспрекословное выполнение требований учителя),
стимулом служат отметки, мотив престижа, а также иногда познавательный
мотив.
В подростковом возрасте (основная школа) снижается общая мотивация к
учению, и хорошо, если появляется стойкий интерес к определенному
предмету, мотив посещения уроков: «Не потому что хочется, а потому что
надо». В этот период требуется постоянное подкрепление мотива учения в
виде поощрения, наказания, отметок. Наблюдается потребность в познании и
оценке свойств своей личности. Главный мотив – стремление найти свое
место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников).
В старших классах преобладает мотив подготовки к поступлению.
Несмотря на все разнообразие мотивов учения в различные периоды,
современные психологи и педагоги считают, что главная задача состоит в
том, чтобы развивать и вызывать у учащихся любознательность –причину
познавательного интереса.
Учитель может использовать для этого различные приемы и техники:
1. Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для
всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
2. Помните, что очень важен положительный эмоциональный настрой через
создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества,
яркую и эмоциональную речь учителя.
3.Используйте во время урока рефлексию через оценку собственной
деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности,
вопросы, требующие многовариантных ответов. Например,
"Почему было трудно?", "Что открыли, узнали нового на уроке?".
4. Помните, что интерес и радость должны быть основными переживаниями
школьника в процессе обучения.
5. Предоставляйте частичную свободу выбора (не в ущерб знаниям).
6. Помните, что значительно повышают учебную мотивацию:
занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных
фрагментов, игровых и соревновательных форм, юмористических фраз и
расслабляющих минуток.
7. Не наказывайте за неудачу, неудача сама по себе является наказанием.
Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают
мотивацию.
8. Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого
стимула, означает отсутствие смысла учебы. Научите учеников разбираться в
том, что им непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на
подзадачи так, чтобы каждый ученик смог самостоятельно их сделать. Если
он в каком-то виде деятельности достиг мастерства, то внутренняя мотивация
будет расти.
9. Помните, что рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению
внутренней мотивации.
10.Сотрудничайте на уроке через совместное решение проблемы, беседу,
учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов,
классификацию, обобщение, моделирование.
11. Старайтесь на уроках учитывать запросы, интересы и устремления детей.
Применяйте новые информационные технологии.
12. Ставьте оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных
этапах урока) – вводите забытое понятие поурочного балла.
13.По возможности старайтесь на уроке чаще обращаться к каждому
ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать
непонятное или неправильно понятое.
14.Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет
продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать
тому, чтобы он стал самостоятельным. Гордитесь достижениями ребенка в
любой деятельности.
15.Постоянно и целенаправленно занимайтесь развитием качеств, лежащих в
основе развития познавательных способностей: быстроты реакций, всех
видов памяти, внимания, воображения и т. д. Основная задача каждого
учителя –не только научить, а и развить мышление ребенка средствами
своего предмета.
16. Старайтесь, когда возможно, интегрировать знания, связывая темы своего
предмета, как с родственными, так и другими учебными дисциплинами,
обогащая знания, расширяя кругозор.
17. Включайте учащихся в коллективную деятельность через организацию
работы в группах, игровые и соревновательные формы работы,
взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, используя приём
«метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
18. Выясните, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение
учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработайте с
проблемными сторонами личности учащегося. При необходимости
обратитесь за помощью к школьному психологу.
19. Помните, что для школьников важна сама личность учителя (очень часто
даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо
усваивается).
Создавайте атмосферу энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
И у вас всё получится!